{text=

Уважаемые клиенты,наш офис находится на б-р.Строителей 53А,новый номер телефона 8(3842)49-07-01

}

Апалёв

Дмитрий Геннадьевич


Запись на

консультацию по

тел. /3842/ 49-07-01


Отправить готовый материал можно
на e-mail:

expkem@rambler.ru

Готовые ответы
на часто встречающиеся вопросы,можно посмотреть в публичной оферте

Лингвистическая экспертиза

 

Лингвистическая экспертиза проводится в рамках гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел в полном соответствии с Федеральным Законом о государственной судебно-экспертной деятельности. О результатам экспертного исследования составляется Заключение эксперта или Заключение специалиста.

Лингвистическая экспертиза назначается в следующих случаях:
• По спорным текстам в связи с гражданскими делами о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ).
• По спорным текстам в связи с уголовными делами:
- по обвинению в клевете (ст. 129 УК РФ);
- по обвинению в оскорблении (ст. 130 УК РФ).
• По спорным текстам СМИ в связи с уголовными делами по обвинению в экстремизме, в разжигании межнациональной, религиозной вражды.

К компетенции экспертов-лингвистов относится разрешение следующих вопросов:
• о форме высказывания, содержащего оспариваемые истцом сведения (утверждение, предположение, мнение, то есть оценочное суждение);
• характер содержащихся в высказывании оспариваемых истцом сведений (сведения о фактах или событиях или иные суждения);
• соотносимость содержащихся в высказывании сведений с конкретным гражданином или юридическим лицом.

Цели, задачи, предмет и объекты судебной лингвистической экспертизы


Цель судебной лингвистической экспертизы - установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, на основе специальных филологических познаний.

Задачами лингвистического исследования могут являться:
• толкование и разъяснение значений и происхождения слов, словосочетаний, устойчивых фразеологических выражений (идиом);
• интерпретация основного и дополнительного значений языковой единицы или единицы речи (устной или письменной);
• толкование положений текста документа для установления того, какие варианты понимания этих положений возможны в современном дискурсе;
• изучение товарных знаков, словесных обозначений, девизов, слоганов, рекламных текстов, коммерческих, фирменных наименований на предмет их тождественности или сходности до степени смешения с другими обозначениями;
• изучение текста (фрагмента) с целью выявления его смысловой направленности, модальности пропозиций, экспрессивности и эмотивности речевых единиц, их формально-грамматической характеристики и семантики, специфики использованных стилистических средств и приемов.
• объяснение употребления языкового знака с точки зрения плана содержания и плана выражения и т.д.
Предмет судебной лингвистической экспертизы - факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования закономерностей существования и функционирования языка.

Объекты судебной лингвистической экспертизы (тексты, произведения устной или письменной речи, на русском языке):
• фонограммы, видео- и аудиозаписи
• газетные и журнальные публикации, выступления в СМИ, в том числе в сети Интернет
• аудиозаписи
• произведения устной или письменной речи, зафиксированные на материальном носителе, вещественные доказательства, документы, образцы для сравнительного исследования, материалы • дела, по которому проводится судебная экспертиза.

Методы судебной лингвистической экспертизы


Экспертиза звукозаписей:
• аудитивный анализ
• ингвистический анализ
• инструментальный анализ
• оценка речевой культуры диктора

Лингвистическая экспертиза текста:
• лексический анализ
• морфологический анализ
• семантический анализ
• синтаксический анализ
• грамматический анализ
• стилистический анализ
• морфологический анализ

Объекты:
• если объектами исследований являются письменные тексты (например, газетные или журнальные публикации), на экспертизу должно быть представлено само издание или вырезка из него, содержащая, помимо текста статьи, подлежащего экспертизе, и выходные данные, позволяющие идентифицировать конкретный экземпляр издания (например, газета "Известия" от 25 января 2000 г.). Допустимо представлять ксерокопии исследуемых текстов, достоверность которых подтверждена подписями надлежащих должностных лиц (инициаторов судебно-экспертного исследования). Ксерокопии должны быть хорошего качества, хорошо читаемыми, без изъянов или купюр.
• если объект экспертизы - книга (например, при подозрении в плагиате или контрафактной продукции), на экспертизу она представляется в упаковке, опечатанной печатями лица или органа, назначившего экспертизу.
• если объект экспертизы - звучащая речь (выступления на митинге, на собрании, интервью и т.д.), на лингвистическую экспертизу представляется фонограмма или видеофонограмма, приобщенная к материалам дела в упакованном и опечатанном виде. В случаях представления не оригинала, а рабочей копии факт изготовления копии и представления ее на экспертизу должен быть отражен в постановлении (определении) о назначении экспертизы. Изготовленная копия фонограммы должна быть процессуально оформлена и приобщена к делу в качестве производного вещественного доказательства.

При назначении лингвистической экспертизы устного текста представление на экспертизу самой фонограммы обязательно. Недопустимо проводить лингвистическую экспертизу только на основе расшифровки или распечатки стенограммы.

Сравнительные образцы:
Образцы для сравнительного исследования могут потребоваться для решения таких вопросов, как установление авторства спорного текста, решения диагностических вопросов (установление факта необычных условий порождения письменного или устного текста, определение необычного эмоционального состояния его автора и т.д.).
Сравнительные образцы могут быть свободными, условно свободными, и экспериментальными. Все образцы, направляемые на экспертизу, должны быть необходимого качества и количества.

 

Вопросы, подлежащие разрешению при проведении  экспертизы:

 

Вопросы общего характера:

1. Является ли данный язык родным для автора текста, если нет, то какой язык предположительно является для него родным?2. Носителем какого наречия (диалекта, говора) является автор текста?
3. Является ли творчески-самобытным название, коммерческое имя, товарный знак, слоган, доменное имя?
4. Содержатся ли в данной статье негативные сведения об определенном лице (лицах), его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация? Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о нем, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
5. Если в представленных материалах содержится негативная информация об указанных липах, то воспринимается ли эта информация как чернящая доброе имя, задевающая честь и достоинство этого лица, других руководителей данной организации, как умаляющая деловую репутацию указанных лиц?
6. Подтверждает лингвостилистический анализ выделенных фраз, что в них содержатся сведения в форме утверждений о нарушении гражданином (ФИО) действующего законодательства, моральных норм и принципов, а также утверждения, позорящие его производственно-хозяйственную и общественную деятельность, умаляющие его деловую и общественную репутацию?
7. Содержит ли данное предложение (цитата) сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство, задевающие, чернящие деловую репутацию физического или юридического лица?
8. В каких фрагментах данной статьи (радиопередачи, видеосюжета) содержится информация о деловой репутации данного юридического лица (общественной организации, организации, фирмы)?
9. Если сведения, изложенные в статье (радиопередаче, видеосюжете), не соответствуют действительности, то можно ли их квалифицировать как чернящие деловую репутацию истца (гражданина, организации)?
10. Являются ли сведения, изложенные в данном абзаце (цитата), утверждениями о фактах (если да, то каких) или мнение автора (журналиста, редакции) статьи (радиопередачи, видео-сюжета)?

Вопросы, возникающие в связи с обвинением в клевете:

1. Имеются ли в тексте высказывания в форме утвержяен0щ о каких-либо конкретных фактах нарушения граждан (ФИО) действующего законодательства или моральных принципов (о совершении уголовно или административно наказуемого деяния, неправильном поведении в трудовом коллективе, в быту), иные сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию данного гражданина?
2. Есть ли в тексте высказывания о фактах, не имевших места в действительности, но формирующих о гражданине (ФИО) ложное, не соответствующее действительности представление?
3. Имеются ли высказывания, позорящие гражданина (ФИО), содержащие измышления о конкретных фактах, поддающихся проверке и касающихся именно данного лица?
4. Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения, приписывающие гражданину (ФИО) незаконные или аморальные действия, вызывающие явное или неявное осуждение со стороны окружающих?
5. Содержатся ли в исследуемых текстах высказывания в форме утверждения о совершении гражданином (ФИО) деяний, предусмотренных УК?

Вопросы, возникающие в связи с обвинением в оскорблении:

1. Какие типы лексики современного русского языка относятся к оскорбительной лексике?
2. Содержатся ли в предложении (цитате) слова, словосочетания или фразы, относящиеся к одному или нескольким типам оскорбительной лексики?
3. Носят ли высказывания (цитата), относящиеся к гражданину (ФИО), оскорбительный характер?
4. Имеется ли в высказываниях (цитате) отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), подрывающая его престиж в глазах окружающих, наносящая ущерб уважению к самому себе? Если имеется, то выражена ли такая отрицательная оценка в циничной, неприличной форме, противоречащей правилам поведения, принятым в обществе?
5. Идет ли речь в высказывании, содержащем отрицательую оценку личности в неприличной форме, несомненно и именно о гражданине (ФИО)?
6. Имеется ли в тексте выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), имеющая обобщенный характер и унижающая его честь и достоинство?
7. Имеются ли в тексте фразы, направленные на унижение личного достоинства гражданина (ФИО), высказанные в позорящей его, неприличной форме?

Вопросы, относящиеся исключительно к судебной экспертизе письменных текстов:

1. Составлен ли данный документ лицом, обладающим навыки научного (публицистического, делового и проч.) стиля письменной речи?
2. В каком значении употреблено слово (цитата) в контексте данного абзаца или предложения (цитата) в статье, опубликованной в печатном издании (название)?
3. Каковы наиболее существенные и значимые жанровые, психолингвистические и стилистические особенности текста публикации (название)?
4. Какова композиционная структура текста статей (статьи), какие художественные приемы использует автор и как они характеризуют героев публицистики?

По спорным текстам в связи с гражданскими делами о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ):

1. Содержатся ли в статье ... выпуска № ... (2009 г.) журнала "..." негативные сведения о ... (ФИО), его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация?
2. Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о ..., то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
3. Если в представленных материалах содержится негативная информация об указанных лицах, то воспринимается ли эта информация как чернящая доброе имя, задевающая честь и достоинство ... (ФИО) либо других руководителей "...", как умаляющая деловую репутацию указанных лиц?
4. Подтверждает ли лингвостилистический анализ выделенных фраз, что в них содержатся сведения в форме утверждений о нарушении г-ном ... (ФИО) действующего законодательства, моральных норм и принципов, а также утверждения, позорящие его производственно-хозяйственную и общественную деятельность, умаляющие его деловую и общественную репутацию?
5. В каких фрагментах статьи "..." (название) содержится информация о деловой репутации юридического лица/ общественной организации/ фирмы/ учреждения "..." (название)?
6. В каком значении употреблено слово "..." в ... контексте абзаца "..."/ предложения: "..." в статье, опубликованной в ...?
7. Содержит ли предложение "..." сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гр-на ..., задевающие, чернящие деловую репутацию истца (физического или юридического лица)?
8. Каковы наиболее существенные и значимые жанровые, психолингвистические и стилистические особенности текста публикации "..."?
9. Если сведения, изложенные в статье, не соответствуют действительности, то можно ли их квалифицировать как чернящие деловую репутацию истца (гражданина, предприятия "...")?
10. Какова композиционная структура текста статей (статьи), какие художественные приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
11. Являются ли сведения, изложенные в абзаце ...: "...", утверждениями о фактах, если да, то каких, или мнением автора статьи (журналиста, редакции)?

По спорным текстам в связи с уголовными делами, по обвинению в клевете (ст. 129 УК РФ):

1. Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения о каких-либо конкретных фактах нарушения гражданином ... действующего законодательства или моральных принципов (о совершении уголовно или административно наказуемого деяния, правонарушения, преступления, неправильном поведении в трудовом коллективе, в быту), иные сведения, квалифицируемые как порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию данного гражданина?
2. Имеются ли в предоставленных статьях сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гражданина, подрывающие его репутацию по сравнению с тем уровнем, которому (как следует из искового заявления) стремится соответствовать в обществе истец (ФИО)?
3. Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения, приписывающие истцу незаконные или аморальные действия, вызывающие явное или неявное осуждение со стороны окружающих?
4. Содержатся ли в исследуемых текстах высказывания в форме утверждения о совершении гражданином (ФИО) деяний, предусмотренных УК РФ, преступлений?
5. Есть ли в тексте высказывания о фактах, не имевших места в действительности, но формирующих о гражданине (ФИО) ложное, не соответствующее действительности представление?
6. Имеются ли высказывания, позорящие гражданина (ФИО), содержащие измышления о конкретных фактах, поддающихся проверке и касающихся именно гражданина (ФИО)?

По обвинению в оскорблении (ст. 130 УК РФ):

1. Какие типы лексики современного русского языка относятся к оскорбительной лексике?
2. Содержатся ли в предложении "..." слова, словосочетания или фразы, относящиеся к одному или нескольким типам оскорбительной лексики?
3. Носят ли высказывания ..., относящиеся к гражданину (ФИО), оскорбительный характер?
4. Имеется ли в высказываниях ... отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), подрывающая его престиж в глазах окружающих, наносящая ущерб уважению к самому себе?
5. Если имеется, то выражена ли такая отрицательная оценка в циничной, неприличной форме, противоречащей правилам поведения, принятым в обществе?
6. Идет ли речь в высказывании, содержащем отрицательную оценку личности в неприличной форме, несомненно и именно о гражданине (ФИО)?
7. Имеется ли в тексте выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), имеющая обобщенный характер и унижающая его честь и достоинство?
8. Имеются ли в тексте фразы, направленные на унижение личного достоинства человека (ФИО), высказанные в позорящей его, неприличной форме?
9. Присутствуют ли в тексте негативные высказывания об истце, то есть субъективные оценки, мнения, негативно характеризующие истца?
10. Адресованы ли эти высказывания лично истцу?
11. Какие сведения содержат негативные высказывания - о конкретных фактах или событиях, действиях (типа "N ворует", "N хамит"), либо дают обобщенную субъективную оценку личности истца в целом (типа "N - вор", "N - преступник", "N - хам", "N - проститутка")?
12. Используется ли в этих высказываниях оскорбительная лексика и фразеология?

По спорным текстам СМИ в связи с уголовными делами по обвинению в экстремизме, в разжигании межнациональной, религиозной вражды (По признакам состава преступления, обозначенного в федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности"):

1. Имеются ли в сюжетах, показанных телекомпанией "...", слова, выражения или высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо одной национальной, конфессиональной или социальной группы по сравнению с другими социальными категориями?
2. Имеются ли высказывания, содержащие резкую негативную оценку или выражающие неприязненное, враждебное отношение по отношению не к отдельным представителям, а ко всей этнической группе? Если есть, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, эмоционально-экспрессивной оценки, субъективного оценочного суждения и т.п.?
3. Является ли автором высказываний, содержащих негативную оценку, высказываемую в адрес какой-либо этнической, социальной группы, редакционная коллегия, или высказывания с отрицательной оценкой даны в виде цитат, персональных мнений респондентов, личного мнения комментатора, корреспондента или каких-либо официальных лиц?
4. Имеются ли высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой?
5. Имеются ли высказывания, содержащие призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к лицам какой-либо национальности?
6. Имеются ли высказывания уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической или социальной группы?
7. Имеются ли высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу одной социальной группы за счет другой?
8. Имеются ли высказывания, которые с точки зрения современного носителя русского языка можно истолковать как приписывание всем представителям одной этнической группы следования древним обычаям, верованиям, традициям действий, негативно оцениваемых современной российской культурой?
9. Есть ли высказывания в форме утверждения о природном превосходстве одной нации и неполноценности, порочности другой?
10. Есть ли высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую группу?
11. Есть ли высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой?
12. Есть ли высказывания об изначальной враждебности какой-либо нации?
13. Есть ли высказывания о полярной противоположности, антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной этнической группы по отношению к какой-либо другой?
14. Есть ли высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической или конфессиональной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, социальной или этнической группы?
15. Имеются ли высказывания о враждебных намерениях какой-либо нации в целом?
16. Имеются ли высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, конфессии, этнической группы?
17. Имеются ли высказывания, содержащие требования, призывы к ограничению конституционных прав и свобод граждан каких-либо этнических, конфессиональных или социальных групп?
18. Имеются ли высказывания с призывами дать привилегии отдельным гражданам или группам лиц, объединенных по национальному, конфессиональному или иному социальному признаку?

По некоторым другим материалам в связи с арбитражными спорами:

1. Соответствует ли нормам современного русского литературного языка название "…"?
2. Как соотносится это название с другими названиями (...) - разные они, и сходны ли до степени смешения?
3. В какие словообразовательные и этимологические отношения с лексикой современного русского языка может входить слово "…"?
4. В какой мере слово "…" может с устойчивостью ассоциироваться в языковом сознании носителей русского языка с персонажем "…"?
5. Может ли слово "…" быть применимо в устной и письменной русской речи исключительно к персонажу "…"?
6. Имеет ли принципиальное значение для идентификации "…" как литературного персонажа написание данного слова заглавными либо строчными буквами?
7. Какие слова в русском языке относятся к индивидуальным, уникальным словам?
8. Является ли словосочетание "…" индивидуальным, уникальным, то есть оригинальным, неповторяющимся?
9. Отражает ли словосочетание "…" творческую самобытность какого-либо автора, и содержатся ли в нем какие-либо признаки индивидуального авторского стиля?
10. Насколько распространено в современном публицистическом жанре и разговорном дискурсе массмедиа данное словосочетание?
11. Каково значение слова "…" в контексте рекламного макета "…"; употреблено ли слово "…" в данном макете для обозначения превосходной степени качества обозначаемого свойства?
12. Какие слова входят в состав словесной части обозначения, входящего в структуру комбинированного товарного знака, состоящего из ….?
13. Имеются ли в составе вербального компонента рассматриваемого комбинированного знака слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами, характерными для какой-либо конкретной отрасли производства или области науки и техники?
14. Доминирует ли в рассматриваемом комбинированном товарном знаке вербальный компонент (словесное обозначение)?
15. Являются ли слова "…" и "…" синонимами?
16. Если слова синонимами не являются, то как следует понимать значение каждого из слов в отдельности? В этой связи правильным ли является понимание слова "…" как "…", а слова "…" - как "…"?

 
Этот сайт защищен «Site Guard»